Сегодня поговорим о процессе инкультурации дошкольников
Современная поп-культура (или массовая культура) очень далека от традиционных ценностей, заложенных в генетическом коде нации, поэтому процесс инкультурации должен быть предложен специалистами, занимающимися вопросами воспитания и образования детей, особенно дошкольников. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются базовые основы формирования будущей личности.
Возможно ли возрождение традиционных ценностей в условиях современного мира?
Попробуем разобраться ниже.
Для начала разберем сам термин инкультурация.
Для того чтобы ответить на этот вопрос можно предположить что термин состоит из двух составляющих: приставки ин- , предполагающей вхождение во что-либо, и корня культура. Трудно себе представить более распространенный и многозначный термин. По подсчетам социологов, в различных областях научной деятельности сформулировано более 250 определений понятия «культура». Самое широкое и, в то же время, самое короткое определение предложил американский культурантрополог М. Херсковиц, утверждавший что «культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми».
А значит культура — это все, что не природа.
Понятие инкультурация, в узком смысле слова, это усвоение культурных норм и ценностей ребенком,
в широком смысле — процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных норм на протяжении всей жизни человека.
В процессе знакомства и освоения дошкольниками таких жанров устного народного творчества как пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, сказки происходит формирование национального мышления: ребенок знакомится с традиционными культурными ценностями, семейными отношениями, учится быть ответственным, отличать добро от зла и т. д. То есть знакомство с окружающим миром в легкой игровой форме, выверенной и апробированной народом на протяжении многих сотен лет.
Процесс инкультурации представляет собой освоение исторического опыта социального взаимодействия между людьми, при этом преломленного сквозь призму смыслов, значений и всей иерархии элементов этого опыта.
При этом следует помнить и учитывать, что индивид не может одновременно контактировать со всем обществом сразу и получать необходимую культурную информацию от всех социальных групп, а фактически получает ее, в первую очередь, в своей семье, при этом учитывается социальное положение родителей, их уровень образованности, занимаемая должность и др., в дошкольных воспитательных учреждениях, в системе среднего и высшего образования, дополнительного образования, общения с друзьями, коллегами по работе, начальством и т. п. Все это придает процессу инкультурации стихийный и, зачастую, непредсказуемый характер.
Таким образом важно уделять отдельное внимание инкультурации в процессе образования и воспитания дошкольников.
В условиях современной поп-культуры происходит подмена национальных ценностей, ценностями других культур. Например, сравним ценности Супер-героя и Богатыря. Главной ценностью и целью Супер-героя является одиночество во имя всеобщего блага, у Богатыря же — создание семьи в условиях совершенного подвига для всеобщего блага. Супер-герой сталкиваясь с неудачей замыкается в себе, в то время как Богатырь не стыдится искать поддержки и помощи в решении своих трудностей.
В современном обществе мы совсем недавно начали наблюдать подобную тенденцию, выражающуюся в коуч-тренингах, консультациях с психологом и др., хотя подобная модель поведения была заложена еще во времена былинного эпоса.
Можно сказать, что для гармоничного развития современного культурного сообщества необходимо традиционные ценности изучить заново,
поскольку многие исторические процессы наложили свой отпечаток в процесс ухода от традиционной системы культурных ценностей.
Поэтому очень важно в процессе занятий показать дошкольникам традиционную систему ценностей, которая будет определять их дальнейшее культурное развитие.
Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка.
«Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие».
В. А. Сухомлинский
Музыкальные занятия как раз повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
каждый человек обладает музыкальным слухом и голосом.
Нюанс — насколько слух и голос развиты, либо развита ли координация слуха-звукоизвлечения.Музыка очень важна для жизни человека.
Музыкально-певческий фольклор как основа развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Его ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, поскольку это происходит в легкой игровой форме, выверенной на протяжении многих столетий и апробированной не одним поколением.
Это все — фольклор.
Таким образом, основной признак ранней детской музыкальности - доминирующая роль музыки в жизни ребенка.
Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования.
Автор: Елена Чижикова
Фото: Усадьба Деда Мороза в Кузьминках