Вселена Studio
Вселена Studio - это платформа для знакомства детей и их родителей с традициями родного края.
Форма блога позволяет получить обратную связь со зрителями и воспитанниками.
Поэтому мы рады вам!
В добрый путь!

Сегодня поговорим о процессе инкультурации дошкольников


Современная поп-культура (или массовая культура) очень далека от традиционных ценностей, заложенных в генетическом коде нации, поэтому процесс инкультурации должен быть предложен специалистами, занимающимися вопросами воспитания и образования детей, особенно дошкольников. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются базовые основы формирования будущей личности.


Возможно ли возрождение традиционных ценностей в условиях современного мира?


Попробуем разобраться ниже.


Для начала разберем сам термин инкультурация.

Для того чтобы ответить на этот вопрос можно предположить что термин состоит из двух составляющих: приставки ин- , предполагающей вхождение во что-либо, и корня культура. Трудно себе представить более распространенный и многозначный термин. По подсчетам социологов, в различных областях научной деятельности сформулировано более 250 определений понятия «культура». Самое широкое и, в то же время, самое короткое определение предложил американский культурантрополог М. Херсковиц, утверждавший что «культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми».


А значит культура — это все, что не природа.


Понятие инкультурация, в узком смысле слова, это усвоение культурных норм и ценностей ребенком,

в широком смысле — процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных норм на протяжении всей жизни человека.


В процессе знакомства и освоения дошкольниками таких жанров устного народного творчества как пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, сказки происходит формирование национального мышления: ребенок знакомится с традиционными культурными ценностями, семейными отношениями, учится быть ответственным, отличать добро от зла и т. д. То есть знакомство с окружающим миром в легкой игровой форме, выверенной и апробированной народом на протяжении многих сотен лет.


Процесс инкультурации представляет собой освоение исторического опыта социального взаимодействия между людьми, при этом преломленного сквозь призму смыслов, значений и всей иерархии элементов этого опыта.


При этом следует помнить и учитывать, что индивид не может одновременно контактировать со всем обществом сразу и получать необходимую культурную информацию от всех социальных групп, а фактически получает ее, в первую очередь, в своей семье, при этом учитывается социальное положение родителей, их уровень образованности, занимаемая должность и др., в дошкольных воспитательных учреждениях, в системе среднего и высшего образования, дополнительного образования, общения с друзьями, коллегами по работе, начальством и т. п. Все это придает процессу инкультурации стихийный и, зачастую, непредсказуемый характер.


Таким образом важно уделять отдельное внимание инкультурации в процессе образования и воспитания дошкольников.


В условиях современной поп-культуры происходит подмена национальных ценностей, ценностями других культур. Например, сравним ценности Супер-героя и Богатыря. Главной ценностью и целью Супер-героя является одиночество во имя всеобщего блага, у Богатыря же — создание семьи в условиях совершенного подвига для всеобщего блага. Супер-герой сталкиваясь с неудачей замыкается в себе, в то время как Богатырь не стыдится искать поддержки и помощи в решении своих трудностей.


В современном обществе мы совсем недавно начали наблюдать подобную тенденцию, выражающуюся в коуч-тренингах, консультациях с психологом и др., хотя подобная модель поведения была заложена еще во времена былинного эпоса.


Можно сказать, что для гармоничного развития современного культурного сообщества необходимо традиционные ценности изучить заново,

поскольку многие исторические процессы наложили свой отпечаток в процесс ухода от традиционной системы культурных ценностей.


Поэтому очень важно в процессе занятий показать дошкольникам традиционную систему ценностей, которая будет определять их дальнейшее культурное развитие.

Автор: Елена Чижикова
Фотография: Усадьба Деда Мороза в Кузьминках
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: elenafinch@mail.ru
Телефон: +7 926 013 41 70

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка.



«Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие».

В. А. Сухомлинский


Давно известно о положительном влиянии музыки на человека. На эту тему написано огромное количество научных работ, проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Каждый родитель старается создать условия, при которых их ребенок стал бы чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Музыкальные занятия как раз повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!


Достаточно распространена формулировка: «мой ребенок пошел в отца/маму/деда, у него совсем нет слуха». Но, следует отметить, что

каждый человек обладает музыкальным слухом и голосом.

Нюанс — насколько слух и голос развиты, либо развита ли координация слуха-звукоизвлечения.

Физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Самое главное — создать необходимые условия для развития музыкальных способностей. И чем раньше такие условия будут созданы, тем эффект в формировании его музыкальности будет значительнее.

Музыка принимает непосредственное участие в эмоциональном развитии ребенка, формирования его духовного мира. Она расширяет его кругозор, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания. Способствуют воспитанию правильного отношения к музыке, окружающей среде, природе, семье.

Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетический вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на её развитие.

Важно не только на музыкальных занятиях развивать музыкальные интересы и способности детей, но и посещать дополнительные занятия музыкой, такие как: вокал, хоровой класс, игра на музыкальном инструменте , сценическая речь, хореография. А также создавать условия развития музыкальных способностей в повседневной жизни ребенка.

Наравне с музыкальными занятиями в образовательной организации есть дополнительные услуги по музыкальному воспитанию, в которых дети занимаются ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, поют песни и участвуют в театрализованных постановках, знакомятся с традиционными народными играми, такими как «У медведя во бору», «Заинька серенький», «Кострома», «Селезень» и др., знакомятся с основами сценической речи, гигиены голоса, постановкой певческого дыхания.

Посещая такие занятия ребенок гармонично развивается и как личность и как артист.
Воспитательное значение музыки велико.

Музыка очень важна для жизни человека.

Автор: Елена Чижикова
Видео: Личный архив Е. Чижиковой

Музыкально-певческий фольклор как основа развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.


Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Его ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, поскольку это происходит в легкой игровой форме, выверенной на протяжении многих столетий и апробированной не одним поколением.


Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмыслено прошлое – далекое и близкое.


Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.


Все мы помним с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «сказку про белого бычка» и др.


Это все — фольклор.


Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
  • проявление музыкальной впечатлительности малыша;
  • характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
  • потребность в музыкальных впечатлениях;
  • проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).


Таким образом, основной признак ранней детской музыкальности - доминирующая роль музыки в жизни ребенка.



Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Развивая на занятиях музыкальные способности детей через приобщение детей к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Музыкальный руководитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и тематические занятия, занятия-праздники, занятия-концерты, занятия-экскурсии, занятия отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д. Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

На начальном этапе знакомства с музыкально-певческим фольклором можно использовать материал, так называемого, материнского фольклора или фольклора пестования. Это такие жанры как потешки (небольшие ритмические словесные истории), пестушки (небольшие мелодические истории), прибаутки (присказки к какому-либо действию), колыбельные (в качестве момента релаксации на занятии), сказки (как основа для театрализованного представления и для развития воображения) и др.

Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования.


Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.

Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения.

Автор: Елена Чижикова

Фото: Усадьба Деда Мороза в Кузьминках

Made on
Tilda